г. Запорожье, ул. Сергея Серикова, 3
Время работы: с 10:00 до 21:00 пн.-пт.
+7 (365) 256-29-18
с 10:00 до 21:00 пн.-пт.
г. Запорожье, ул. Сергея Серикова, 3
Время работы: с 10:00 до 21:00 пн.-пт.
+7 (365) 256-29-18

История создания ВАЗ

История компании ВАЗ
27-12-2024

История компании ВАЗ

Отечественный Волжский автозавод имеет долгую историю, полную взлетов и падений. На сегодняшний день это одно из немногих предприятий, чья продукция уверенно держит высокую планку при конкуренции с зарубежными брендами. Здесь расскажем подробнее об истории образования, событиях и знаковых моделях автогиганта АвтоВАЗ.

Зарождение

Автомобили стали доступны гражданам СССР еще в 50-х. Но выбирать особо было не из чего, да и цена за «Москвичи» и «Победы» далеко не всем доступна. Большая страна как никогда нуждалась в недорогих автомобилях. Тем более что существующий тогда «Запорожец», который хоть и был относительно бюджетным, но не удовлетворял все требования советских водителей. И тогда решением правительства началась масштабная стройка новейшего автомобильного производства, рассчитанного на полумиллионные годовые тиражи. А для ускорения решено было привлечь к строительству завода иностранных специалистов.

Так в 1966 году в Тольятти началось возведение предприятия. Оборудование для АвтоВАЗа делалось почти на 2000 предприятиях СССР и других стран. Хотя на строительство было выделено шесть лет, окончилось оно намного раньше – всего за три с половиной года. Уже в начале 70-х с конвейера стали сходить первые «копейки» (или ВАЗ-2101).

Советские годы

Славная история советского автопрома началась именно с той самой жигулевской «копейки», которая стала в своем роде прорывом. Хотя платформа этой модели была выкуплена у Фиат, новинка имела мало общего с предшественником. Автомобиль был полностью адаптирован к климатическим особенностям, пережил более 800 доработок и был собран преимущественно из местных запчастей. К тому же каркас был усилен, а дорожный просвет прибавил несколько сантиметров. Переработали и двигатель – им стал карбюраторный 1,2-литровый агрегат. И новая машина тут же нашла большой спрос среди населения, так как имела хорошую маневренность, простое управление, а главное – была неприхотливой и экономичной в обслуживании. Вплоть до 1988 года было произведено почти 5 миллионов такого «народного автомобиля», причем некоторые из них успешно колесят по России до сих пор.

Чуть позже вышла в свет так называемая «двойка (ВАЗ -2102). Эту модель сделали с увеличенным грузовым отсеком, что открыло возможность применения автомобиля в качестве коммерческого транспорта или для хозяйственных нужд. Универсал зарекомендовал себя, как отличная «рабочая лошадка», а в некоторых странах и вовсе использовался в полицейских автопарках.

Новую веху в советском автомобилестроении открыла модель ВАЗ-2103 или «тройка», как ласково прозвали ее в народе. По сравнению с той же «копейкой», автомобиль получил более мощный мотор, элегантный экстерьер с улучшенными аэродинамическими качествами, стильный салон и радио с динамиками.

ВАЗ-2104 создавался с удлиненным задним свесом, по сути являясь универсалом. В СССР и других странах этот автомобиль использовался не только в качестве личного транспорта, но и как санитарная машина. Так как в конструкции был задним, проходимость у такой модели была на высоте. К тому же были выпущены версии с дизельными моторами.

Седан ВАЗ-2105, хоть и не стала настолько популярной, как предыдущие модели, но все же заслуживает отдельного упоминания. Отопительную систему машина унаследовала от предыдущих авто, а под капотом оказался один из самых удачных «вазовских» агрегатов объемом полтора литра.

Следующей популярной моделью стал ВАЗ-2106, она же «шестерка». Старт выпуска этой модели произошел в 1976 году и продолжался он даже после «нулевых». Всего с конвейера сошло более 4 миллионов экземпляров. Машина была рассчитана на пять посадочных мест, оснащалась «механикой» и имела 75-сильный мотор. Салон оснастили дополнительной шумоизоляцией, рельефными сиденьями и подголовниками. Экстерьер дополнили подсветкой номеров, радиаторной решеткой «под хром» и эффектной окантовкой передней оптики.

Далее в истории ВАЗа появилась легендарная «Нива», которая до сих пор является любимицей у россиян. Это полноприводный внедорожник с простыми агрегатами, первый экземпляр которого покинул конвейер еще в 1976 году. Впервые в конструкцию модели внедрили тормоза дискового типа, облегченный кузов и независимую подвеску. Всего за долгие годы существования выпущено около 3 миллионов машины.

«Нива» прошла несколько модернизаций, а в 2005 году вышла ее самая современная версия – Urban. Новинка получила кондиционер, электрические опции, окрашивание кузова «металлик», литье на колесах и более удобный салон. Процесс рестайлинга продолжается до сих пор, так как «Нива» до сих пор сохранила невероятную популярность среди наших автолюбителей.

Экспорт

Во времена СССР продукция Волжского автозавода была популярна не только в нашей стране, но и за рубежом. Иностранцы активно приобретали советские машины для личного применения, в качестве транспорта для торговли или специальной техники для различных служб. Та же «копейка» изначально выпускалась только для внутреннего рынка, но быстро получила спрос за рубежом и поступила в продажу под новым именем Lada 1300 ES. Авто приобрело новый мотор, правый руль и усиленный металл кузова.

Экспортные модели дооснащались различными опциями, иногда имели отличия в декоре кузова или салонной отделке. Например, ВАЗ-2103 для экспорта имел дополнительные удобства для пассажиров и улучшенную шумоизоляцию.

Также на экспорт попали экзотические модели: кабриолет Lada Natacha (он же Samara Cabrio), Нива в кузове ландо (Niva Poch Plein Soleil) или с тканевым люком во всю крышу (Niva California). Правда в отличие от серийных советских машин, такие модели выпускались небольшой серией и сейчас встречаются редко.

Деятельность

Чтобы описать все достижения отечественного автогиганта, одного обзора будет мало. Поэтому для удобства приведем список основных достижений с годами и статистикой:

  • В 1966 году 20 июля ЦК КПСС было принято решение ор начале строительства АвтоВАЗа. 
  • В 1970 году 19 апреля с конвейера сошли первые шесть «копеек». 
  • В 1972 году в продаже появилась модель ВАЗ-2102 в кузове универсала. Уже через год вышла знаменитая «тройка».
  • В конце 70-х появилась первая заднеприводная машина 2105, а параллельно с ней стартовал выпуск ВАЗ-2106.
  • Последняя представительница классического семейства – «семерка» – вышла в продажи в 1982 году. 
  • В 1984 году наступила новая эпоха в истории отечественного автомобилестроения, так как началось производство авто семейства «Самара». В этом же году появилась легендарная «восьмерка».
  • В 1987 году вышли в свет модификации ВАЗ-2109, а спустя три года линейку пополнила машина 21099. Эта модель стала последней выпущенной в эпоху СССР.
  • На постсоветском пространстве «вазовская» продукция появилась лишь в 1995 году. Первой моделью стала машина 2110 (или «десятка»). 
  • В 1997 году появилась рестайлинговая версия 21099 – ВАЗ-2115. 
  • В 2000-х появились такие знаковые модели, как Лада Калина и Приора.
  • В 2011 году на конвейере появилась Лада Гранта, для которой донором стала модель Калина. 
  • В 2012 году появился комфортный универсал Лада Ларгус в пяти- и семиместном кузове, чуть позже появилась приподнятая версия Cross.

Ближе к нашим дням появились семейства Lada X-RAY и Lada SW Cross, также продолжается выпуск некоторых моделей, корни которых уходят еще в советское прошлое. Машины регулярно обновляются, получают новое оснащение, также производитель уделяет немало времени повышению уровня безопасности.

Свои разработки

Волжский автозавод прошел длинный путь от первых моделей, собранных при участии других производителей, до собственных идей и концептов. Одним из самых значимых шагов можно назвать создание «Нивы», которая обрела популярность не только на Родине, но и по всему миру. Машину «на ура» восприняли любители автопутешествий, рыбалки, охоты или просто активного отдыха на природе.

После распада Советского Союза АвтоВАЗ буквально находился на грани закрытия. Спасла от разорения предприятие новая модель ВАЗ-2110, вышедшая с конвейера в 1995 году. Машина воплощала в себе комфорт, новшества в дизайне и оснащении, к тому же была добротной и недорогой. Чуть позже в продаже появился универсал 2111 и хэтчбек 2112, которые тоже нашли немало почитателей.

В 2008 году при сотрудничестве концерна Renault на свет появились модели Largus, Kalina, Granta, созданные для массового потребителя. В 2015 году вышла одна из самых популярных современных «вазовских» моделей – Лада Веста. Автомобиль до сих пор успешно конкурирует с европейским и корейским автопромом по качеству сборки, дизайну и оснащению. Кстати, в будущем году запланировано создание кроссовера на этой же платформе с вариатором и турбодвигателем.

Пока известно о производстве новинок немногое: на конвейер встали Lada Aura и Iskra, идет активная подготовка к выпуску электрической версии Ларгуса и на этом предприятие явно не планирует останавливаться. 
 

Понравилась статья?

Обмен по Trade-In

Обменяйте свой автомобиль на новую Lada выгодно!
  • Бесплатная оценка по рыночной стоимости
  • Отсутствие юридических и финансовых рисков
  • Дополнительная скидка 100 000 ₽ на новый авто
  • Оформление за 1 час
Обменяйте свой автомобиль на новую Lada выгодно!
Максимальная выгода на новую Lada

-20% от стоимости авто
с программой господдержки