Как у любого автопроизводителя, у российского бренда Лада есть удачные, провальные и необычные проекты. Здесь мы расскажем о тех моделях, которые были выпущены порой в единичном экземпляре, но они составляют часть истории компании «АвтоВАЗ».
Проект Х

Мало кто знает об этом загадочном проекте Х, который создавался еще в 80-х. Конструкторы планировали создать футуристичный минивэн на базе уже известной «восьмерки». Машина получила обтекаемый кузов в форме капли, что должно было способствовать увеличению аэродинамических характеристик. Внутри – трансформируемый салон с поворотными креслами и большим пространством. Дополнительный уют должна была создать панорамная крыша и большое скругленное ветровое стекло.
Для первых образцов большинство запчастей позаимствовали у ВАЗ-2108, но в будущем инженеры планировали разработать полностью оригинальную ходовую часть и силовые агрегаты. Проект Х выпустили в виде единственного полноразмерного макета и двух моделей в масштабе 1:5, но в 90-е из-за недостатка финансирования разработка прекратилась.
Lada Peter Turbo

Лада Петер Турбо – концепт от «АвтоВАЗа» под руководством Сергея Синельникова, впервые представленный на Московском автосалоне 2000 года. Изначально это был макет без стекол, но после доработки на выставке во Франции он получил прозрачные окна, дополнительные элементы кузова и имитацию салона.
Дизайн:
Передняя часть – массивный бампер с интегрированной решёткой, узкие фары, короткий скруглённый капот.
Профиль – поясная линия усиливается к задней части, формируя спойлер.
Зеркала – встроены в передние кузовные стойки и переходят в дверные панели.
Двери – передние открываются стандартно, задние – против хода.
Что касается интерьера автомобиля, то футуристичный салон включал односпицевый руль, цифровую приборную панель, мультимедийную систему с экраном и угловатые сиденья.
Рапан

У этой причудливой машины долгая история создания. В середине 90-х талантливому инженеру АвтоВАЗа Михаилу Маркиеву поручили создать необычную модель с эффектной внешностью. И за основу дизайна взяли модный тогда бионический концепт. Авто должно было стать электрокаром на оригинальной платформе, в основе кузова лежал сложный по форме трубчатый каркас, а донором для шасси частично стала «Ока».
В итоге Рапан получился действительно инновационным, со множеством необычных технических и дизайнерских решений. Автомобиль стал участником многочисленных мировых выставок и шоу, но практического применения так и не обрел.
Проект С

Этот проект стал логическим продолжением созданного ранее Лада «Силуэт», разработка которого прекратилась из-за кадровых перестановок на тольяттинском заводе. Но идея создания современного автомобиля на оригинальной платформе осталась, что и было реализовано в Проекте С. здесь было создано целое семейство концептов, часть из которых была продемонстрирована на автовыставках.
Для совместной работы были привлечены специалисты канадской компании Magana International, помогавшей в разработке кузова. В итоге он получился очень прочным и легким, что и было продемонстрировано на тестах EuroNCAP. В салоне установили полный электропакет, навигатор, раздельную климатическую систему и другое современное оснащение. Проект-С получился стильным и имел все шансы на успех. Но причиной завершения вновь стал кризис 2008 года, к тому же в очередной раз сменилось руководство завода. Позже владельцем АвтоВАЗа фактически стал автогигант Рено, которому было просто невыгодно выпускать Проект С на новой платформе. К тому же этот автомобиль мог стать сильным конкурентом собственному Renault Logan.
Родстер

Лада Родстер имел все шансы стать одним из лучших концептов АвтоВАЗа в начале «нулевых». Его создателем стал молодой и перспективный инженер Сергей Нужный, который вдохновился иномарками во время обучения во Франции. Машина должна была стать яркой и недорогой, а за основу взяли ВАЗ-2119. Колесную базу укоротили, кузову придали расширенные арки в духе Ауди -ТТ и передок в стиле Skyline. Но самым большим прорывом стала складная крыша, которая убиралась при помощи сервопривода и точно принимала очертания багажника без потери в нем полезного объема.
Родстер Лада получился очень легким, благодаря использованию композитных материалов. Он мог разгоняться до 100 км/ч за 9 секунд и имел предельную скорость в 200 км/ч, по тем временам это были космические показатели. Увы, хотя новинка прогремела на иностранных шоу, и она имела отличные характеристики, проект так и не вышел на конвейер.
Ока-2

Небольшой городской авто ВАЗ-1121 (или Ока-2) должен был стать недорогим и стильным вариантом для массовых продаж. Как и предыдущую версию, машину планировалось сделать востребованной в том числе в социальной сфере. Но при этом допускалось создание более «заряженной» модели для покупателей. Внешность машины получилась вполне современной, хоть и не лишенной отсылок к предыдущей «Оке». К тому же кузов можно было выпускать как в трехдверной, так и в пятидверной комплектации.
Дебютировал прототип на выставке в Москве в 2003 году, где Оку-2 тепло приветствовали и посетители, и пресса. Далее создали пять кузовов для ударных испытаний, которые маленькая машина прошла с достоинством. Увы, в 2004 году умер создатель и главный вдохновитель проекта Виктор Поляков, а сам завод был загружен производством Нивы-Шевроле и Калины. Несмотря на готовность к выпуску в серию в 75%, проект был закрыт навсегда.
Lada C-concept и C-Cross

Концепт спортивного хэтчбека и его внедорожной версии зародился в 2007-2008 годах. Первую экспериментальную машину продемонстрировали на Международном Женевском автосалоне 2007 года. Из заявленных характеристик: 2-литровый ДВС, способный разгонять транспорт до 210 км/ч, длина кузова в 4,2 метра и передний привод.
Следующий год стал примечательным за счет появления на публике кроссовера C-Cross с мотором Рено. Машину планировали выпустить в серию в 2012 году, но проект был окончательно заброшен.
LADA SAMARA T3

Гоночная версия популярного ВАЗ-2108 впервые стартовал на ралли «Париж-Дакар» в 90-е. Автомобиль предназначался для профессиональных гонок, а руку к его созданию приложил бывший участник команды Пежо Жаки Икс. Благодаря его связям с Porsche, машина получила фирменную полноприводную трансмиссию и оппозитный мотор на 3,6 литра с отдачей в 360 «лошадей».
Кузов модели создавался на трубчатом каркасе с применением углепластиковых элементов для уменьшения веса. Далее машина стала принадлежать рейдовой команде АвтоВАЗа, хотя собиралась она не на самом заводе. После участия в многочисленных гонках и запрета на участие в гонках авто с турбомотором Samara T3 осталась не у дел.
Лада «Неоклассика» (ВАЗ-2151).
Этот универсал должен был стать заменой устаревшим ВАЗ-2104, «пятерке» и «семерке». Инженерами завода был запланирован выпуск бюджетного авто на базе «Жигулей», но некоторые запчасти должны были быть заимствованы от других отечественных моделей. При длине кузова в 4,3 метра машина имела дорожный просвет в 16 см. Мотор устанавливали от Калины (1.7 л. мощностью 79 л. с.), а привод, как и положено «классике», только задний. Достоверно неизвестно, почему эта практичная модель так и не вышла в серию. Единственная версия – мощностей завода с устаревшим на тот момент оборудованием не хватило бы для массового выпуска такого автомобиля.
Лада Карат

Семейный микровэн на базе концепта создавался в конце 90-х конструкторами АвтоВАЗа. К сожалению, на данный момент сохранился единственный выставочный экземпляр 2002 года выпуска, который можно увидеть в рамках различных выставок. В длину ТС имеет 3,5 метра, а четыре распашные двери совмещены без стойки.
Внутри салон получил четыре раздельных спинки кресел, расположенные по центру торпедо органы управления и рычаг переключения скоростей на рулевой колонке. Предполагалось, что модель получит 65-сильный мотор и классическую «пятиступку».